"О сколько нам открытий чудных..."

01.03.2008
"О сколько нам открытий чудных..." 
Тренер: Кроль Леонид 
Анастасия Зеленская о прошедшем тренинге "Личностная работа в коучинге" Леонида Кроля в рамках учебного курса "Коучинг. Наставничество"

Открытие первое - «разоблачительное». Никакой «технологии» коучинга не существует. В самом начале тренинга, сразу после знакомства, каждый из нас произнес то, зачем он собственно пришел. Оказалось, более половины участников явились за некой мифической «технологией» коучинга. Причем понимание «технологии» у нас рознилось и было предельно размытым, объединяло одно: «технология» – нечто исключительно серьезное, непререкаемое и подтвержденное «печатью» Мастера. Это и четкая структура сессии, и готовые ответы на частые запросы, и классификация клиентов вплоть до присущих тому или иному типу привычек, манеры разговаривать и стереотипов в общении. Но (о, ужас!) ведущий, не прошло и получаса тренинга, признается, что «его технология заключается в отсутствии всяких технологий», никаких четких схем не существует, а общается с клиентами он, избегая всяких классификаций, «раскладываний по полочкам» и тривиальностей. Исключительно благодаря этому, клиент – владелец огромной компании, «застегнутый на все пуговицы», не позволяющий себе даже рассмеяться от души, после сеанса коучинга достает обожаемые в детстве паровозики и в перерывах играет за закрытой дверью кабинета. А серьезный чиновник, с количеством подчиненных более 20 тысяч, на совещании незаметно для всех рисует карикатуры на своих оппонентов. Каждый из нас впоследствии побывал и в роли коуча, и в роли клиента. И настоящая, дающая результат работа, действительно, начиналась только тогда, когда получалось отходить от общепринятых схем, привычных образов и ассоциаций. Справедливости ради стоит сказать, что к концу тренинга мы-таки овладели информацией и об основных этапах коучинга, и о беспроигрышных приемах коуча (они существуют), но все они лишены серьеза и схематичности. 

Открытие второе
- «неумное». Важнее работать с тем «как» говорит клиент, а не с тем, «о чем» он говорит. Далее последовали сеансы «магии» Кроля с участниками. С завистью и трепетом мы наблюдали за каждым возвращающимся с клиентского стула после сессии коучинга. Лица таких «возвращенцев» преображались, мечтательно-буддистское выражение пофигизма и овладения Истиной не сходило с них еще долго. Апофеозом представления было появление того самого чиновника-карикатуриста, давнишнего клиента Леонида, который рассказал нам о своих ощущениях из позиции коучируемого, о продвижениях и изменениях за время работы с коучем. Ободренные «волшебством», мы закатали рукава и решили тоже «поиграть» в коучей. Первая же коучинговая сессия, проведенная без участия Леонида Кроля, потерпела крах. «Коуч» блистал знаниями во всех сферах бизнеса, начиная от управления, заканчивая маркетингом, а клиент, все больше уходил в себя и оборонялся. К концу сеанса перед нами предстал нависший над клиентом умник-коуч, которому разве что плетки в руках не хватало, и бедняга-клиент, который осознал, наконец, как страшно жить и как беспросветно его будущее в бизнесе. «Полечить» клиента попытались и сидящие в зрительном зале, но обстановка продолжала накаляться. Потребовалась помощь Мастера, который в мгновение ока лишил ситуацию серьеза, а клиента тернового венца. «На самом деле важнее быть не умным, а веселым, легким и точным», - сказал Леонид, анализируя проведенную сессию. Точка сборки сместилась с содержательной, на поведенческую: слушать и подмечать детали не того, что говорит клиент, а того, как он это произносит, чутко нащупывать настроения и ожидания клиента, одновременно ломая его стереотипы и провоцируя – вот секрет успешной сессии, в чем мы и продолжили практиковаться.

Открытие третье «провокационное». Клиент для коуча - одноразовый стаканчик. Мне казалось, что коучинг – это длительная поступательная работа, десятки и десятки сеансов для достижения и закрепления ощутимого результата. И тут Леонид Кроль походя, отвечая на наши неиссякающие вопросы, произносит в излюбленной провокативной манере убийственную фразу: «Клиент для коуча как одноразовый стаканчик». Меня покоробило – как так??? Последовали объяснения. Чтобы быть успешным коучем, необходимо зацепить клиента с первого раза, а это значит лишить сессию прежде всего игры в «психотерапевтическую длительность со скорбным лицом» (как не превратиться в психотерапевта для клиента – отдельная важная тема в курсе «Коучинг. Наставничество»). Каждая сессия с данным клиентом для коуча - априори последняя, а значит, законченная, насыщенная, с переключением ролей, детривиализацией. «Оскорбительный» подтекст фразы рассеялся, но оставался открытым вопрос: как можно за один сеанс добиться результата? Доказательств этому последовало бесчисленное множество: какие только проблемы не решал каждый из нас, пребывая в роли клиента! Это и ненадежные партнеры по бизнесу («что это за партнер, у которого и есть то одно достоинство!»), и бесталанные подчиненные («и уволить жалко, и продолжать работать вместе невозможно»), и боязнь публичных выступлений, и страх перед открытием собственного бизнеса («я еще немного поучусь, а потом…»), и отношения с деньгами («мне предлагают деньги, я не беру, а потом мучаюсь и жалею») и многое-многое другое. Леонид Кроль с щедростью Тортиллы одаривал нас ключиками к собственным страхам и проблемам. *Дабы напрочь лишить аксиому негативной окраски отмечу, что утверждение верно и в обратном своем прочтении: коуч – одноразовый стаканчик для клиента. 

Открытие четвертое и последнее. Мы учились у самих себя?!open.jpg

Возврат к списку