Интервью для журнала "Генеральный директор".

Вопрос:

Как и за счет чего застенчивый человек может стать эффективным руководителем?

 

Отвечает:

Вера Непомнящая —Тренер-партнер центра обучения персонала «Класс», Москва; кандидат психологических наук

 

Ответ:

Давайте сначала определимся, что такое застенчивость и от какой застенчивости можно избавиться. В словаре Владимира Даля застенчивый человек определяется как «охотник застесняться, не показываться; неразвязный, несмелый; робкий и излишне совестливый или стыдливый; непривычный к людям, молчаливый». В этом же словаре есть слово «набойчиться» – отучиться от застенчивости, «сделаться бойким или ловким, смелым, проворным».

Бывает, что застенчивость у человека выражена очень сильно: при одной мысли о контакте с окружающими щеки краснеют, сердце колотится, в животе бурлит. Если такой человек – руководитель, ему очень непросто сосредоточиться на принятии решений: все его усилия в ответственные моменты направлены на контроль собственного поведения – только бы не покраснеть или не вспотеть. В подобной ситуации лучше всего обратиться к психологу – оснований для этого не меньше, чем для визита к дантисту при зубной боли. Постепенно достигнув с помощью специалиста большей уверенности в себе, человек будет готов воплотить свою мечту о лидерстве.


Однако чаще встречаются люди умеренно застенчивые. У них затруднения возникают лишь в определенных случаях – когда, например, требуется отстоять на совещании свою позицию, стимулировать и увлечь сотрудников, побудить их к тем или иным действиям. При этом человек – хороший профессионал, стремящийся к дальнейшему росту. Разберу две различные ситуации.


1. Вас назначили руководителем раньше, чем Вы справились с застенчивостью.
Вы стали публичной фигурой – теперь в Ваши обязанности входят совещания, выступления, переговоры. Скованность, которую раньше можно было просто маскировать, не придавая ей большого значения, начинает очень сильно мешать. Можно, конечно, проигнорировать проблему: в конце концов, в работе важен результат, и, если Вы его обеспечиваете, Ваша застенчивость не будет восприниматься как недостаток. Можно поступить и иначе:

· найти помощника, который станет посредником между Вами и коллективом, Вами и прессой и т. д.;

· минимизировать личное общение за счет использования различных технических средств (электронная почта, Skype, телеконференции, электронный планировщик и пр.);

· возложить хотя бы часть обязанностей, при исполнении которых Ваша застенчивость становится заметной, на заместителя.


Но все это хорошо только на первое время – постоянно руководить «из-за забора» непросто. Поэтому повернитесь к своей застенчивости лицом и познакомьтесь с нею поближе. Задайте себе вопрос: когда застенчивость особенно Вам мешает? во время выступлений на совещаниях? при проведении жестких или непопулярных решений? или в общении с прессой? или же при контроле исполнения поручений? а может, подчиненные манипулируют Вами, используя Вашу застенчивость в своих целях?


Зафиксируйте такие ситуации, продумайте возможные действия для каждой из них и подготовьте для себя «шпаргалки». Кроме того, научитесь распознавать хотя бы самые простые манипуляции и противодействовать им. Нужно лишь прочитать одну из книг на эту тему, благо недостатка в них нет. Также можно пройти соответствующие курсы, тренинг или индивидуально поработать с коучем.


Бороться с застенчивостью необходимо. Выберите лучший для Вас способ – и приступайте. Игнорируя проблему и затрачивая несоразмерно много сил на ее маскировку, Вы рискуете эмоционально выгореть. Кроме того, часто (если не постоянно) попадая в неприятные, напряженные ситуации, Вы повышаете риск профессиональных ошибок.


2. Вы задумываетесь о карьерном росте и понимаете, что застенчивость Вас сдерживает.
Этот случай одновременно и проще, и сложнее. Проще, так как Вы можете подготовиться к новой работе заранее, справившись с проблемой без стрессов и форс-мажора. Сложнее, поскольку Вы сами определяете сроки достижения результата, а это нередко расхолаживает. Что же касается способов победить застенчивость – они те же, что и в первом случае.


Следуя даже простейшим рекомендациям, выполнение которых не потребует от Вас никаких сверхусилий – улыбаться прохожим, завязывать беседы с незнакомцами, торговаться, звонить на радио или телевидение, высказывая свое мнение, – Вы сами заметите, что меняетесь. Станьте знатоком в какой-нибудь области – будь то живопись или бильярд, современное стрелковое оружие или гибридные автомобили – и общайтесь в тематических интернет-форумах или даже лично: люди, имеющие общие интересы, обычно друг с другом очень дружелюбны и терпимы. Такое общение придаст Вам уверенности в себе, и Вы в любой обстановке – в том числе и на работе – станете чувствовать себя намного комфортнее.


Кроме того, используйте рецепты, проверенные другими людьми, – не важно кем: великими историческими деятелями или Вашим знакомым с прошлой работы. Академик Лев Ландау, например, в молодости страдал от болезненной застенчивости. Однако он не только был уверен в том, что человек должен быть счастливым, но и методично работал, чтобы искоренить свои недостатки. Ландау говорил о «чувстве долга перед самим собой». Это можно истолковать так: «Я умный человек, отличный профессионал; я могу многое сделать – и для себя, и для окружающих. А застенчивость, как надзиратель, ограничивает мою свободу, не дает людям увидеть меня. Мой долг перед собой – реализовать свои способности, и ради этого я приручу застенчивость».


В любом случае, если Вы решите вопрос «Кто кем управляет: я своей застенчивостью или застенчивость мною?» в свою пользу, то способы преодоления этого недостатка, силы и время для работы над собой найдутся обязательно!

Возврат к списку