Как «правильно» смотреть на собеседника, чтобы расположить его к себе?

33.pngЧтобы вызвать к себе расположение, необходимо создать комфортный для собеседника «режим смотрения». Практика показывает, что одинаково некомфортны, бывают как пристальный немигающий взгляд, так и бегающие глаза. Большинству людей удобно, когда Вы смотрите им в глаза 3–5 секунд, затем спокойно и плавно переводите взгляд на другой объект (на бумаги на столе, на ручку или очки у себя в руках, на другого человека – если Вы не вдвоем), но тоже ненадолго – на 5–7 секунд. А потом снова спокойно и плавно встречаетесь глазами с собеседником. Конечно, если разговор интересный, то контакт взглядами может быть более долгим, но «паузы», то есть переведение взгляда на другие объекты, в деловом общении нужно делать обязательно.


Также Вы можете вызвать расположение к себе с помощью внимательного и заинтересованного взгляда: Ваша голова слегка наклонена вперед и чуть вбок, влево или вправо, как Вам удобнее. Это так называемая «голова внимающего». Небольшой наклон головы говорит об интересе и уважении к собеседнику, глаза время от времени могут прищуриваться (это показывает Вашу концентрацию на теме разговора). А если Вы при этом еще иногда киваете в знак понимания, то расположение нейтрального настроенного по отношению к Вам человека практически обеспечено.

Более того, такая манера общения поможет справиться с негативно настроенным собеседником и снизить его эмоциональное напряжение.


Еще один способ повысить комфорт общения, особенно если Ваш собеседник застенчив, состоит в том, чтобы смотреть не друг на друга (или не только друг на друга), а в одном направлении – на какой-то объект, интересующий Вас обоих. Это может быть документ, который Вы как руководитель с сотрудником обсуждаете, презентация, черновик – что угодно. Совсем не обязательно смотреть в одну сторону в течение всего разговора – достаточно нескольких эпизодов.

Кроме того, совместное разглядывание какого-либо объекта может быть хорошим зачином беседы с человеком, расположение которого Вам необходимо: «Какой снег сегодня за окном, смотрите» (или новый календарь на стене, или фотография). Желательно, чтобы объект, на который Вы совместно разглядываете, вызывал сходные эмоции – явно нравился или не нравился обоим участникам диалога. Такая исходная общность эмоций может помочь достичь согласия в дальнейшем диалоге уже по серьезным вопросам.


Еще один взгляд – и о нем часто мечтают сотрудники! – одобрительный взгляд. Так сложилась, что российская культура управления очень щедра на критику и скупа на похвалу, и многие руководители жалеют слов поддержки и одобрения для сотрудников. Если совсем не складывается похвалить словами, можно это сделать невербально, одними глазами: ненадолго задержать дружелюбный взгляд на человеке и слегка кивнуть. Если разобраться, то несколько слов похвалы занимает так мало времени, буквально секунды – а мотивации дает на целый день!


Руководитель, по лицу которого можно понять его эмоции и оценки, воспринимается подчиненными как более контактный, человечный и демократичный. Соответственно, такой Генеральный Директор имеет больше шансов вызывать их расположение и мотивировать к достижению результатов.

Возврат к списку