Игорь Кривулин для rb.ru

04.05.2008

Ура, вы стали начальником! Радость этого события может омрачить отношение коллег, которые вдруг превратились в подчиненных. Казалось бы, что может быть лучше: с людьми вы давно сработались, прекрасно знаете их сильные и слабые стороны и не ждете особых трудностей. Идеальное повышение? Такая ситуация проста только на первый взгляд, и нужно быть крайне осторожным, чтобы повышение не превратилось в кошмар.

Две крайности

Менеджеры, получив повышение, рискуют впасть в две крайности. Одни, преисполнившись усердия, и стараясь укрепить свой авторитет, начинают злоупотреблять полученной властью. В результате, коллеги обижены, работа саботируется, продуктивность команды упала, а руководство недовольно. Другие же, боясь потерять расположение коллег, не меняют дружеский стиль общения и теряют контроль над управлением. 

Держать дистанцию

Чтобы с одной стороны избежать напряженности в отношении с членами команды, а с другой, - добиться выполнения задач, Игорь Кривулин, тренер-консультант Центра обучения персонала "КЛАСС", советует постепенно дистанцироваться и переводить общение в область решения рабочих вопросов, но действовать осторожно и не торопясь. «Если слишком быстро увеличивать дистанцию, то это может вызвать недовольство или даже враждебность подчиненных. Но если делать это слишком медленно, то есть риск, что люди просто не почувствуют разницу. Сигнал должен быть четким и однозначным, так коллегам будет легче перестроиться», - рассказывает Игорь Кривулин.

«При личном общении лучше остаться на тех же ролях, что и прежде, и ни в коем случае не переходить на официальный тон. Но в этом случае особенно опасно начать выделять людей, которые хорошо знали вас до повышения. Поэтому, например, «на людях» лучше ко всем обращаться на «вы», - считает Алексей Ефремов.

Вступление в должность

«Некий ритуал вступления в должность необходим, поскольку позволяет провести определенную границу, - рассказывает Игорь Кривулин, - а то, каким он будет, зависит от сложившейся корпоративной культуры. В одних компаниях о назначении объявляет вышестоящий руководитель, и происходит своеобразный публичный обряд инициации. Если в компании нет такой традиции, то новоиспеченному руководителю нужно самому совершить первый ритуальный шаг и провести встречу с сотрудниками. Однако желательно, чтобы ее предметом была не столько информация о назначении, сколько подведение итогов и постановка новых задач».

«Вступая в должность нужно постараться синхронизировать ваши ожидания с ожиданиями членов вашей команды, - считает Шерри Томас, автор книги «Career Smart: 5 Steps to a Powerful Personal Brand». Она советует встретиться с каждым коллегой и обсудить его роль, ответственность и планы. «В частности, нужно рассказать, как вы планируете строить работу и управлять и командой, как будут приниматься решения и разрешаться конфликты, - говорит Томас. - Очень важно спросить коллегу, не беспокоит ли его что-либо, и, главное, внимательно выслушать ответ».

Алексей Ефремов в качестве «инаугурации» предлагает провести дружескую вечеринку и заверить друзей и коллег в неизменности своего отношения к ним, предупредив, однако, «что им не стоит рассчитывать на какие-либо преференции».

Заручитесь поддержкой и не бойтесь ошибок

Новые менеджеры часто пренебрегают возможностями «группы поддержки», а ведь оказать им помощь обычно могут многие друзья и знакомые. Например, рассказать о собственном опыте, успехах и ошибках.

Впрочем, ошибка - не катастрофа. Ошибаются все, особенно в первые несколько месяцев работы в новой должности. Но это нормально. «Чтобы стать хорошим руководителем нужно время. Успешный менеджер должен научиться преодолевать трудности, - считает Шерри Томас. - А поддержка людей, готовых помочь советом в сложной ситуации, позволит быстрее освоиться с новой ролью и добиться успеха». 

Материал подготовлен Ириной Касимовой для портала www.rb.ru

 

Возврат к списку