Феномен капитана Астикаса

Дождь лил как из ведра. За его плотной завесой с трудом проглядывали очертания судов, стоящих на рейде, и уже совсем не видна была песчаная коса на противоположном берегу залива.


Никак не чая выйти сухим из-под небесного душа, брел я почти наугад по клайпедским причалам, вспоминая недавний разговор в парткоме Литовского пароходства.


— Так, значит, хотите написать о морских традициях? Новый слоты в казино казино колумбус в которые можно играть бесплатно. Ну что же, вам повезло. Сейчас в порт пришло судно, капитан которого будет для вас находкой. Запомните его имя: Эймутис Астикас. Отчество у нас употреблять не принято. Просто Эймутис. А судно, если вы моряк, найдете сами...


— Найдешь тут..., — думал я, шагая по сплошным лужам и обходя штабеля ящиков, труб и контейнеров. — Не лучше ли переждать где-нибудь этот ливень? И только собрался, было, нырнуть в какое-то попавшееся на пути строение, как вдруг, пробив пелену дождя, донесся до меня слабый, хотя и вполне отчетливый звук удара в судовой колокол.


Я ускорил шаги и очутился перед трапом большого океанского балкера «Юстас Палецкис».


Наметанный глаз сразу же уловил одну особенность. Английское название судна было вырезано на дубовой доске, а не просто нанесено черной краской на крыле мостика, как обычно принято на наших судах. Рядом с названием красовался и герб города Клайпеды — порта приписки балкера. По всему было видно, что судном гордятся так же, как и его принадлежностью. Бросились в глаза и крепление парадного трапа «по-доброму», и необыкновенная вежливость вахтенных, и чистота в помещениях.


Каюта капитана, куда я был по-особенному приглашен, тоже выглядела не совсем обычно. На переборках висели картины с изображением парусных кораблей, в углу стояла большая модель спортивной яхты, на письменном столе — портрет красивой молодой женщины и книга X. Коупа «Командование кораблем» на английском языке.


Итак, передо мной был Эймутис Астикас — литовский моряк, капитан дальнего плавания, чей жизненный путь и деятельность могут оказаться не только интересными, но и поучительными.


Поучительно в этой судьбе многое. Во-первых, редко встретишь на мостике судоводителя, который так бы целеустремленно и решительно шел к своей мечте. Согласен, он не одинок. В 60—70-х годах обстоятельства заставляли многих судоводителей заочно оканчивать морские вузы. Иначе им не стать бы капитанами. Но ведь Эймутис Астикас перед этим сдавал еще экстерном экзамены и за среднее мореходное училище. Поистине, кто хочет, тот добьется.