ГАЗ-АА, или «полуторка»

Первый грузовой автомобиль времен Великой Отечественной войны, который приходит в голову старожилам, несомненно является «полуторка». Эта машина заслуживает большого уважения и славы, нежели другие автомобили тех времен. Она удостоилась всенародной любви и сыграла решающую роль в блокаде Ленинграда.

История ГАЗ-АА началась в конце 20-х годов прошлого столетия. Правительство СССР заключило договор с Генри Фордом о передаче уникальных технологий и оборудования на территорию Советского Союза, а также об обучении своих специалистов. В те времена особой вражды между двумя сверхдержавами не предвиделось, и потому заполучить технологию удалось так легко.

Присланные чертежи свидетельствовали о машинах, напоминавших Форд-АА. Советские конструкторы внесли свои изменения, исходя из местных дорог и особенностей климата. Окончательно грузовик был готов в 1934 году. Деревянную кабину заменили на металлическую и сделали более комфортной.

Серьезные изменения машина начала претерпевать с началом войны, в 1941 году. Ввиду огромных затрат на оружие, боеприпасы «полуторку» начали сильно упрощать. Кабину вновь сделали деревянной, обтянули тканью. Двери заменили брезентом, а в отдельных случаях их не было вовсе. Исчезли дворники со стекол грузовика. Имелись две педали, топливо подавалось самоходом. Грузоподъемность была полторы тонны, откуда и название «полуторка». Исчезла правая фара, больше из соображений светомаскировки. Из-за постоянных проблем со стартером водителю приходилось постоянно крутить ручку. Эти моменты можно часто увидеть в фильмах с участием автомобилей ГАЗ-АА. На гору машина взбиралась только задним ходом, особенно если нагруженная сверх нормы. Тормоза были тоже только задние. Поступило распоряжение убрать крылья. Но на практике оказалось, что без них машина не поедет, поэтому их оставили. К слову сказать, такие автомобили «жили» недолго, всего несколько дней, особенно в разгар военных действий.

Именно «полуторка» сыграла важную роль в блокаде Ленинграда. По льду эти машини круглосуточно возили снабжение и провиант осажденным.

Историческая ценность этих автомобилей отображена на серебряной монете России. На ней отображен грузовик, едущий по льду по «дороге жизни».

Общий тираж составил около миллиона экземпляров. Со временем эти малопрактичные автомобили передали Вторчермету, где их просто списали. Поэтому ГАЗ-АА в хорошем состоянии — гордость для коллекционера. В настоящее время игровые автоматы Вулкан Россия пользуются большой популярностью.