Главная тенденция: Интернационализация торгового судоходства

Глубокие изменения в структуре современного мирового хозяйства, порожденные новейшими достижениями научного и технологического прогресса, четко отделили «отрасли будущего» ох «закатных» отраслей мировой экономики. Если к первой группе уже привычно относят информатику, робототехнику, биотехнологию и другие наукоемкие сферы, то среди «закатных» числятся такие традиционные отрасли, как черная и цветная металлургия, перегонка нефти и нефтехимия, другие производства, которые выросли из промышленной революции XIX столетия.


Рассматривая углубляющееся расслоение направлений научно-технического поиска и разделение экономики на «новые» и «старые» отрасли, нельзя, не заметить и общего для них явления, свойственного всему процессу социально-экономического развития мирового сообщества на нынешнем этапе. Для того чтобы играть казино арго нужно всего лишь зарегистрироваться на официальном сайте. Речь идет о нарастающих тенденциях интернационализации всех сфер экономики, науки и техники. В одном случае включаться в международные связи заставляет нехватка собственных капиталов, в другом — стремление выиграть время, ради чего приглашается иностранный партнер, готовый предложить необходимые «ноу-хау». Нередко критерием партнерства становятся даже географическое положение страны или перспективы развития рынка. Все это, в сущности — видимые проявления той сложной системы развивающихся взаимосвязей между государствами и народами, которая и создает сложный комплекс единого современного мира.


Морской транспорт как отрасль мировой экономики оказался в числе пионеров интернационализации международных экономических отношений. Вместе с тем необходимо подчеркнуть, что судоходство пока нельзя еще однозначно числить ни среди многообещающих «отраслей будущего», ни среди теряющих свое значение «закатных» производств. Постоянная рационализация традиционных технологий, приближение перерабатывающей промышленности к источникам сырья, бесспорно, сокращают физические объемы сырьевых товаров, перевозимых морем, равно как и тонно-мильную продукцию мирового флота. Но одного лишь сокращения объемов морской перевозки недостаточно, чтобы причислить торговое судоходство к исчезающим отраслям.


Морской транспорт, как и любой другой, меняется и будет меняться прежде всего в рамках технического прогресса, через развитие судостроения, через совершенствование технологии морской перевозки грузов и их переработки в портах. Но всякая специализация, в том числе и в судоходстве, обходится, как известно, дорого. Будь то в результате внедрения более современной технологии перевозок или в связи, скажем, с появлением новых товаров с особыми свойствами, но капиталоемкость специализированного торгового судна постоянно растет. Цена, например, контейнеровоза четвертого поколения сегодня чуть ли не вдвое выше, чем стоимость сухогрузного судна, способного принять на борт вдвое больше навалочного груза.


Увеличение инвестиций в строительство тоннажа, адекватного спросу, необходимость приобретать в больших количествах дорогостоящие контейнеры, трейлеры, флеты и прочее технологическое оборудование, без которого не обходится современный транспортный процесс, привело к образованию многонациональных судоходных консорциумов, смешанных предприятий с совместной собственностью на средства производства и других форм объединения капитала.