Зачем нужны исследования рынка и как их результаты могут помочь победить в конкурентной борьбе

Маркетинговое исследование — это системный поиск, сбор и анализ информации о ситуации на рынке, трендах, ожиданиях и поведении клиентов и прочих участников рынка для того, что бы принимать верные управленческие решения во всех областях производства и реализации компании.

Чаще всего, любое исследование рынка ставит своей целью подбор эффективной маркетинговой стратегии и тактики организации с учетом фактически имеющихся и потенциальных возможностей и угроз на рынке, а также нейтрализуя ее слабые стороны и усиливая сильные. Помимо этого, стоит помнить о том, что цель исследования заключается в снижении уровня неопределенности рыночной ситуации, а не в установлении абстрактной истины, что особенно заметно при долгосрочном прогнозе. На основе верно проведенного исследования рынка компания получает возможность снизить риски неопределенности и возможные потери. Заметим, что острая необходимость проведения рыночных исследований возникает на профицитном рынке, где преимущество находится у покупателя, а не у продавца.

Маркетинговое исследование может потребоваться организации в случае, если хотя бы на один из ключевых вопросов ответ положителен:
- Имеется значительная проблема, разрешить которую невозможно без получения подробной информации о рынке и его участниках?
- Требуется принятие нового маркетингового решения?
- Требуется оценить эффективность уже принятых маркетинговых решений?


Стоит отметить, что проведение эффективного исследования рынка бессмысленно, если:
- компания не заинтересована в изменении стратегии и тактики компании по результатам проведенных исследований
- времени для проведения исследования рынка недостаточно

Зафиксируем основными результаты маркетинговых исследований:
- Прогнозы развития и тренды рынка, выявление возможностей и угроз на рынке
- Оценка участников рынка и определение их рыночной стратегии и позиционирования
- Оценка каналов и методов продвижения
- Новые идеи, рыночные ниши и информация о неудовлетворенности потребителей с целью разработки новых товаров и услуг
- Анализ и подбор наиболее эффективной маркетинговой стратегии, позволяющей нейтрализовать угрозы и слабые стороны и использовать имеющиеся возможности на рынке и сильные стороны компании. В том числе выработка антикризисной программы для нейтрализации имеющейся проблемы оттока потребителей или падения продаж.

Стоимость исследования рынка определяется несколькими факторами, прежде всего это:
- цели маркетингового исследования, его объем и методы проведения.
- численность групп, объем анкеты-опросника, доступность респондентов
- доступность информации из открытых источников и необходимость закупки стат.отчетов по отрасли, в том числе отчетов по внешнеэкономической деятельности
- требования к анализу и формату предоставления собранных данных

Провести полноценное маркетинговое исследование можно самостоятельно (и каждый предприниматель в начале своей деятельности так и делает), однако с развитием бизнеса и увеличением ответственности за принимаемые риски, имеет смысл организовать проведение маркетинговых исследований при помощи нанятых сотрудников компании или специалистов сторонней организации.

Выбор сторонней организации для проведения маркетингового исследования может быть оправдан в случае, если:
- Есть необходимость получить объективную информацию от незаинтересованной стороны (например, с целью привлечь инвестиции)
- У компании отсутствуют необходимые ресурсы (прежде всего специалисты-маркетологи, доступ к источникам информации и фокус-группам)
- Требуется изучить новый рынок для запуска новых масштабных проектов без ущерба текущей операционной деятельности

Профессиональные маркетинговые агентства не только соберут подробную рыночную информацию, но и подберут базовые маркетинговые стратегии.