Короткометражные ленты Ю. Пискунова

Несколько обычных писем и кадры из кинохроники военных лет позволили режиссеру проникновенно рассказать о юной героине нашей страны Алие Молдагуловой — отличном снайпере, девушке ростом чуть выше винтовки, которая отважно сражалась на фронте и погибла в бою.



Свободный откровенный слог ее писем, трогательная простота и открытость души, читающаяся за оставшимися от нее скупыми строчками, позволили узнать нам ее жизнь, ее горячее сердце, отданное без колебаний родине, так, как если бы мы близко знали ее в действительности.



В других своих короткометражных лентах Ю. Пискунов обращается к людям, которые его окружают сегодня, в нашей повседневности.



Так героями его фильма «Булат и Гуля» стали мастер Алма-атинского домостроительного комбината Булат Султанбеков и его восьмилетняя дочь Гуля.



Режиссер находит для этого сюжета простой и очень доходчивый прием рассказа, соединяя синхронно записанную речь Булата с авторским комментарием. Например, диктор говорит: «Булат Султанбеков живет в Алма-Ате... работает там-то и там-то, ему столько-то лет, женат...» А герой вдруг его перебивает:... «Какой там женат... Мы с Гулей сейчас холостяками третий год... Салима учится в ГИТИСе... и мы с Гулей живем вдвоем...» Неожиданный и интересный поворот нарушает спокойное течение сообщения, обостряет наше внимание, заставляет острее вслушаться в слова, доносящиеся с экрана. А затем идет рассказ Булата о своей работе, о товарищах. ...А потом рассказ Гули — о папе, о папиной работе... Добротная документальная зарисовка, выполненная с душой, с любовью к человеку, о котором ведется рассказ! Пожалуй, это и есть главное качество большинства работ режиссера.



Интересными творческими находками отмечена одночастевая лента «Все, чем живу» молодого режиссера, воспитанника ВГИКа М. Смагулова и оператора Ян-Вон-Сика. Объяснить прп помощи экрана, катким видит мир известный казахский художник Канапий Телжанов, которому посвящен фильм, заразить зрителей этим видением — такова задача, которая разрешается через своеобразный кинематографический анализ полотен, снятых оператором весьма выразительно. Удачно найденные точки съемки, умелая раскадровка, продуманный монтаж способствуют эмоциональному восприятию произведений художника. Телжанов не произносит никаких пышных фраз, а спокойно, в задумчивом молчании работает, не выпуская кисти из рук. И прекрасно, что авторы фильма сумели запечатлеть его в тот момент, когда он увлечен любимым делом, когда в нем зримо, ощутимо складывается новый образ.



Жаль, что идейно-художественные параметры многих фильмов-портретов, созданных кинодокументалистами Казахстана, не достигают уровня кинолент «Товарищ секретарь», «Такая короткая жизнь», «Династия шахтеров», «Все, чем живу». Вызывает сожаление и то, что зачастую такого рода фильмы-портреты оказываются удивительно похожими друг на друга.



В этом отношении весьма характерны ленты «Дом родной», посвященная педагогу детского дома, и «Участковый инспектор». В них все происходит по заранее выработанной и давно знакомой схеме. В фильмах нет ни художественного обобщения, ни выразительных деталей.



Не менее печально бывает и тогда, когда интересно намеченные, оригинально задуманные документальные ленты в процессе работы над ними до неузнаваемости преображаются и обедняются. Так что, по существу остается только голая претензия на оригинальную концепцию, не подкрепленная режиссерской разработкой.



Пример такого рода «отставания» фильма от своего замысла — картина «Забытая песнь» (автор сценария Л. Мухамедгалиева, режиссеры В. Белялов и Л. Мухамедгалиева). Она должна была познакомить нас с интересной личностью, человеком, отдавшим всю свою жизнь выращиванию деревьев в суровой пустыне, чтобы изменить здесь климат, сделать природу послушной людям. Авторы пытались решить тему в форме философского раздумья. Но интересный замысел, повторяю, остался не реализованным прежде всего режиссерски. Фильм получил иное звучание, потому что, поддавшись на манок не настоящей, а условной, «литературной» романтики, авторы сделали героя фильма — старика Баймакаша — страдающим в одиночестве скитальцем, оторванным от людей, от жизни.



И хотя фильм этот называется «Песня» (еще почему-то и «забытая»), он никак не отвечает духу тех песен-легенд, которыми так богаты казахи, и где так живо, так страстно выражалась мечта многих поколений наших земляков об освоении пустыни. Мы советуем доступные по цене и отличные дома из блоков под ключ в Уфе .