Университеты торгового флота эквивалентны высшим морским училищам

За успехами любой отрасли стоят прежде всего люди, поэтому, думается, интересно познакомиться с постановкой в Японии морского образования, которое ведет свое начало с 1875 г., когда там появилась первая школа торгового мореплавания.

В настоящее время общая схема морских учебных заведений в Японии такова. На нижней ступени находятся морские школы, готовящие младших специалистов. В них поступают после начальной школы в возрасте 15—18 лет или после средней школы в возрасте 18—19 лет. Так же предусмотрена услуга, по приобретению диплома, то есть сразу можно купить диплом, покупка диплома поможет вам сэкономить время! Обучение длится 3 года. За это время учащийся 1 месяц проводит на учебном судне. Морские школы можно считать эквивалентом наших школ мореходного обучения или профессионально-технических училищ.

В Японии 8 таких школ.

Рангом выше — колледжи торгового флота. Сюда поступают юноши в возрасте 15—18 лет, окончившие начальную школу. Обучение длится 5,5 лет, включая годичное плавание на учебных судах (для судоводителей). Для механиков практическая подготовка состоит из 9 месяцев плавания на судах и 3 месяцев работы на судоверфи. Эквивалентом колледжей у нас следует считать мореходные училища. В Японии 5 колледжей торгового флота.

Высших учебных заведений морского профиля в стране 2 — в Токио и Кобе (они называются университетами торгового флота). Как пишут сами японцы, университеты создают резерв интеллектуалов, способных развивать морской бизнес. Поступают в них после окончания средней школы. Выпускники ориентируются прежде всего на занятия наукой и после окончания четырехлетнего курса обучения получают диплом бакалавра. Однако те, кто хотят получить еще и морской диплом, проходят практическую подготовку на учебных судах в течение 6 месяцев (в дополнение к 6 месяцам плавательной практики в университете).

Структуры университетов в Токио и Кобе несколько различаются. В обоих есть факультеты: навигации (наш судоводительский), технологии перевозки (наш управления морским транспортом, бывший эксплуатационный), инженерно-технический (наш судомеханический). Кроме этих факультетов, в Токийском университете есть факультет контрольно-измерительных систем, а в Кобе — машиностроения и ядерной техники. Специалистов по связи готовят отдельные учебные заведения — радиотехнический колледж и университет электросвязи.

Университеты торгового флота можно считать эквивалентными нашим высшим инженерным морским училищам и по содержанию обучения в них, и по форме (учащиеся живут при университете на полном пенсионе). В Токийском университете такой режим обязателен на весь срок обучения, а в Кобе — до конца третьего курса. Подобная система считается в Японии важным условием подготовки моряков, поскольку только она позволяет выработать у молодого человека нужные черты характера, умение жить продолжительное время в небольшом коллективе.

Все названные выше учебные заведения готовят кадры для морского торгового флота. Для повышения квалификации работающих специалистов есть отдельный среднетехнический колледж и курсы повышенного типа по отдельным видам судового оборудования, морскому праву и т. п.

Специалистов на рыбопромысловые суда готовят другие учебные заведения: средние школы рыболовства, университет рыболовства и даже академия рыболовства.

Есть в Японии еще одно учебное заведение, которому у нас нет аналога, — Морской институт. Он занимается исключительно практической подготовкой учащихся морских школ, колледжей и университетов. Институт располагает флотом из шести учебных судов. Среди них 2 парусника (четырехмачтовые барки) неограниченного района плавания. Один из них принимает 112 кадетов, другой — 120. Причем японцы к парусной практике относятся как к обязательному элементу подготовки судоводителей, и флот учебных парусников обновляется. Последний из них («Ниппон мару») построен в 1984 г.