Восприятие ребенком травмирующего события: кризис понимания

Основная причина дискомфорта в «ситуации стресса» – это непонимание или неполное понимание происходящего. Способность осознать проблему и вникнуть в нее зависит от возраста ребенка, но иногда прозорливость, восприимчивость и аналитические способности дошкольников и детей 7-9 лет не уступают способности подростков к пониманию сути вопроса. Психологи советуют не изолировать ребенка от горя. Проживание всех этапов принятия горя дает ребенку опыт, способствует укреплению его нервной системы, а родителям позволяет прогнозировать его поведение при повторении подобного события в будущем.
Понять – значит «приблизить» к себе, преобразовать предмет, человека, явление в соответствии со своим мироощущением, наделить нечто неясное определенными чертами. Если ребенок не понимает, что такое смерть, он сравнивает ее с тем, что ему знакомо, например, с состоянием сна, отъездом «очень далеко», перемещением «на небеса». Маленькие дети не знакомы с явлением секса. Этим пользуются некоторые педофилы: при осуществлении недопустимых действий с ребенком они убеждают его, что это нормально и что так делают все. Жизненный опыт детей настолько скуден (по сравнению с опытом взрослых), что они склонны принимать многие сомнительные вещи на веру. Ребенка легко обмануть, пообещать что-то и не выполнить, заверить, что «больно не будет». Сексуальные преступники добиваются от детей, чего хотят, так как авторитет взрослого (любого) занимает в картине мира ребенка более значимое место и окрашен в более яркие цвета, нежели страх получить травму, пострадать физически или морально.
Реакция детей на трагическое событие может удивить. Ребенок, не переживавший горе ранее, не чувствует себя расстроенным после гибели или тяжелой болезни родственника. Он искренне удивляется плачу других, их грустным лицам, поскольку для него подобные переживания в новинку. Если ребенка берут на поминальное мероприятие, он не будет сидеть смирно с печальным выражением лица: скорее всего, ему захочется поиграть. Это не значит, что ребенок «бессердечен», просто именно в этот период он приближается к пониманию неведомого и, глядя на других, приобретает опыт реагирования.
Дети нуждаются в помощи, но она должна носить разъясняющий характер. Мама/папа рассказывает о своих чувствах (почему она плачет, чем для него является произошедшее событие), но не стоит этого делать на пике эмоциональной реакции (истерики, приступа рыдания). Нужно дождаться момента перехода из острой стадии реагирования на горе в «приглушенную». Постепенно малыш увидит, что жизнь состоит не только из веселья, игр и улыбок. Потери, расставания, страдания близких провоцируют сложный комплекс эмоций, в мир которых ребенок пока лишь приоткрывает дверь. Самые дешевые проститутки в Москве у нас.