Возникающие затруднения удается преодолеть

Наконец, нельзя забывать огромного значения «тыла» — семейных отношений, быта, отдыха и т. д. Чтобы успешно противодействовать неблагоприятным факторам, необходим высокий уровень не только профессиональных, но и сугубо индивидуально-личностных качеств. Взять хотя бы отношение, интерес к профессии. Выбор ее — только малая часть социального самоопределения личности, но образ жизненных представлений и убеждений, вытекающих из него, придает своеобразие способу существования на судне, исполнению своей роли. Чем иначе объяснить, что одни судоводители считают свою работу хотя и трудной, но достаточно обычной, другие свою принадлежность к штурманской профессии расценивают как высокообязывающую. Отсюда разная мера «внутреннего порядка», ответственности, настроя на безопасность вахты. Мы, к примеру, выявили, что судоводители со слабым самоконтролем, как правило, позже принимают решение о маневре уклонения и расходятся на меньших дистанциях, а на ночных вахтах у них усиливается ощущение изоляции от экипажа, действующее чрезвычайно расслабляюще.

Нагрузка на такие качества, как образное мышление, оперативная память, внимание, скорость и точность восприятия, объясняет причину многих, на первый взгляд непонятных, явлений. Особенно это касается неадекватных реакций хорошо обученного персонала в простых ситуациях, когда в действиях отсутствует элемент разумной оценки.

Кстати, ошибкам в относительно несложных навигационных ситуациях всегда уделялось меньше внимания, считалось, что для их устранения достаточно технических усовершенствований. Такой подход заведомо ведет к отрицательным последствиям. Внешняя простота задачи создает представление о ее психологической доступности, в результате чего уменьшаются интеллектуальные усилия, переоценивается вероятность положительного исхода. Механизм аварий здесь схож с ситуацией, когда два пешехода встречаются на свободном тротуаре. Возникающие при этом затруднения удается преодолеть не с первой попытки («эффект тротуара»). Это частный случай более широкой общепсихологической закономерности возникновения «аварийного поведения», которое на пешеходной дорожке заканчивается символическими этическими потерями, в море — последствиями иного масштаба.

Неадекватное, облегченное восприятие обстановки приводит к консервативным диагнозам, формирует само-утверждающие гипотезы относительно будущего желаемого местоположения судна. А ведь в принятии решения каждый шаг является одновременно исходной точкой для последующих действий (например, поиска новых значений курса и/или скорости), что может привести к лучшему или худшему результату.

Понятно, что качества судоводителя, связанные с неустойчивостью профессиональной ориентации, эмоциональными колебаниями (невротические и агрессивные лица), рассеянностью внимания, недостаточным пространственным воображением, представляют собой психологические противопоказания.

По мере профессионального роста повышается значимость «вторичных» качеств, вытекающих из организаторских и воспитательных функций судовых командиров. Так, для капитана, чтобы руководить экипажем, важно уметь гибко трансформировать власть в эффективные решения, воздействовать на самого себя («вовнутрь»), на подчиненных («вниз»), на вышестоящих руководителей («вверх»), на партнеров («в сторону»).

Однако в последние годы арендователь из всего этого списка снабжает танкер только плоскосворачивающимся шлангом в разобранном виде и одним-двумя бакштовами. Такой шланг не укомплектован должным образом и не имеет сертификата изготовителя и маркировки, требуемых Правилами морской перевозки нефти и нефтепродуктов наливом на танкерах ММФ. Отсутствуют также у данные о характеристика шланговых линий, что не позволяет согласовать их с характеристиками насосов. Макс Поляков поделился идеей о "Новом Космосе"