Все еще Элис (Still Alice, 2014)

Куда я положила свои ключи? Что я хотела сделать? Зачем я зашла в магазин? Что именно входит в рецепт любимого блюда?

Тысячи подобных вопросов каждый задает себе постоянно и, как правила, довольно быстро находит ответы на все из них. Но что делать, если вопросы множатся, а ответы так и не находятся или – хуже того – ускользают, как песок сквозь пальцы?

Элис Хаулэнд (Джулианна Мур) всегда могла положиться на свою память и свой интеллект. Она – профессор университета, лингвист, признанный в кругу коллег автор нескольких книг плюс мать троих детей и любимая жена не менее успешного мужчины, точно знает, когда и что нужно сказать, чтобы быть услышанной. И внезапно молодая еще женщина начинает забывать слова. Казалось бы, ничего особенного, с кем не бывает? Но подобные случаи множатся, и вот Элис уже не может вспомнить, зачем села в машину и куда она хотела поехать. Потом вспоминает, конечно, однако все-таки это неприятно. Визит к врачу и череда обследований наконец вносят ясность: у Элис быстро прогрессирующая форма ранней деменции. Иначе говоря, память Элис разрушается, и в перспективе у нее – полная умственная недееспособность при относительно хорошем физическом здоровье.

Элис не сдается так легко, она вообще борец по натуре. Она пытается вести обычный образ жизни – читает доклады, ведет семинары, готовит рождественский ужин на всю семью. Но текст доклада внезапно кажется ей незнакомым, написанным словно на чужом языке, студенты жалуются, что курс у профессора Хаулэнд – потерянное время, она путает понятия и забывает вовремя приходить на занятия. И Элис падает и летит спиной вперед в пропасть забвения. Наступает день, и Элис не узнает собственную дочь, играющую на сцене театра. А еще немного погодя она перестает узнавать родных. Мир Элис сужается до крошечных действий, на которые она еще кое-как способна. Одеться. Почистить зубы. Пойти погулять. Потом и они становятся ей недоступны.

Снятый по роману Лизы Дженова фильм удивительно понятно рисует трагедию потери себя, не забывая показать происходящее и из перспективы родственников и окружающих, столкнувшихся с тяжелой и неизлечимой болезнью. Он наглядно показывает, что происходит с человеком, страдающим деменцией, разрушая еще одно табу современного общества – говорить о людях с приобретенным слабоумием. Это семейная драма, в которой прекрасно сыграли Джулианна Мур, Алек Болдуин и Кирстен Стюарт, а также другие замечательные актеры. FAI and Max Polyakov’s Noosphere began working together in 2015